Очень хорошо данная тема раскрыта Александром Борисовичем Пеленицыным при выступлении на конференции в 2008 году. Советую, всем кто иде в эту профессию или уже работает ознакомиться с этой работой. Опубликую по частям.

Основные трудности и проблемы использования полиграфа в правоохранительной деятельности и кадровой работе
и рекомендуемые пути их преодоления

Применение полиграфа в правоохранительной и кадровой деятельности от момента инициирования процедуры до принятия окончательного решения и его реализации представляет собой многоуровневый процесс, в ходе исполнения которого неизбежно возникает много трудностей и проблем. По критерию близости причин и сходства возможных путей преодоления все эти трудности и проблемы могут быть разделены на четыре основные группы:
- нормативно-правовые
- организационные
- методические
- психофизиологические.

При этом, учитывая условность предложенного разделения, следует отметить глубокую взаимосвязь проблем, включенных в указанные группы, их определенную "вложенность" друг в друга по типу "матрешки", когда одна проблема порождает другие, и наоборот успешное решение какой-то одной проблемы создает условия для преодоления других. Например, не решив на психофизиологическом уровне проблему достижения необходимой валидности и надежности результатов, получаемых непосредственно с помощью полиграфа, мы не сможем качественно решить проблему правильного методического обеспечения его использования, потому что хорошие методики могут создаваться и эффективно работать только на основе правильного понимания и грамотного использования подлежащих психофизиологических законов и закономерностей. В свою очередь, не создав адекватной методической базы, мы не сможем правильно организовать включение и позиционирование технологии применения полиграфа в единую систему мер изучения интересующих лиц или обеспечения безопасности в рамках правоохранительной или кадровой деятельности. И, наконец, не имея надежной, методологически обеспеченной, стройной организационной системы мы не можем создать ее полноценное правовое регулирование, как с точки зрения инициирования рассматриваемой процедуры, так и реализации получаемых в ходе нее результатов. Правовой регулятор (законодатель), прежде чем писать правила и условия использования полиграфа, должен быть абсолютно уверен, что данная процедура действительно полезна, надежна, не будет давать сбоев и приводить к злоупотреблениям.

Следует отметить, что рассматриваемые ниже трудности и проблемы не являются специфичными для России, они существуют везде, где распространено применение полиграфа. Именно поэтому для их решения необходимо ориентироваться на "лучшие практики", которые можно найти и в США, и в Израиле и в Японии, да и у нас в России. При этом важнейшим условием преодоления существующих трудностей и проблем с учетом их тесной взаимосвязи является использование системного подхода.

Нормативно-правовая проблема
Общие контуры данной проблемы понятны всем. При ее упоминании обычно начинают говорить о необходимости принятия закона о полиграфе. Это правильно - закон действительно нужен. Однако нельзя забывать, что существуют такие нормативно-правовые аспекты, которые очень сложно будет прописать в общем законе, поскольку они носят сугубо локальный характер и могут меняться в зависимости от ситуации, в которой применяется полиграф.
Сегодня при обсуждении будущего закона о полиграфе основной акцент делается на правовое определение условий, при которых можно применять полиграф, не нарушая прав граждан. В то же время существует гораздо более сложный правовой вопрос – а как быть с результатами обследований на полиграфе, если они носят обвиняющий характер? Где правовые критерии и возможные границы их применения? Всем хорошо известно, что страх людей перед полиграфом, его критика со стороны различных общественных институтов, а также возможные злоупотребления, связанные с его использованием, возникают не на уровне инициирования применения полиграфа, а в связи с реализацией получаемых с его помощью результатов.
Можно, например, добиться разрешения тестировать на полиграфе судей или депутатов, как это иногда предлагается в последнее время, но что мы будем делать с результатами, если они будут иметь обвиняющий характер? Какие конкретно действия можно будет применять по этим результатам, и в рамках какого правового поля они могут использоваться? Как правильно установить тот нормопорядок, который бы определял правильное использование этих результатов? В действительности это серьезнейшая нормативно-правовая проблема, тормозящая расширение использования полиграфа. Совершенно очевидно, что системно преодолеть ее в рамках единого законодательства будет чрезвычайно сложно. В то же время, в зависимости от целей и задач она вполне может решаться локально, например, в рамках одного федерального ведомства, каковым является МВД. Главное – в отдельном нормативном документе ясно и точно прописать все необходимые административные процедуры, связанные с применением полиграфа.
В качестве примера "лучшей практики" подготовки такого внутреннего нормативного документа можно привести утвержденные Федеральным правительством США Правила использования полиграфа в системе мер обеспечения безопасности Министерства энергетики (FR Doc. E6-16049 от 30.10.2006), в которых пошагово и в мельчайших деталях прописана вся административная часть процедуры тестирования на полиграфе от момента постановки задачи до завершения реализации полученных результатов, в том числе имеющих обвинительную направленность.
Другим примером "лучшей практики" реализации результатов тестирования на полиграфе, носящих как обвинительный, так и оправдательных характер, является их сегодняшнее использование в качестве доказательств в судах США. Как известно, длительное время в большинстве штатов действовал запрет на использование результатов тестирования на полиграфе в суде. В настоящее время этот запрет преодолен, благодаря введению в судебную практику так называемого прецедента Дауберта (Daubert). В соответствии с этим прецедентом, распространяющим свое действие на все доказательства, полученные с помощью не только полиграфа, но и любых других прикладных научных методов, устанавливается порядок, согласно которому решение о принятии результатов тестирования на полиграфе в качестве доказательства в суде принимает лично судья, ведущий дело. Однако прежде чем принять такое решение, он обязан в ходе судебного разбирательства сначала убедиться в научной обоснованности конкретно использованного метода тестирования на полиграфе, а затем в том, что этот метод был применен правильно. Другими словами судья должен в суде установить теоретическую и практическую валидность (научную обоснованность) примененного для экспертизы метода. Обычно для прений в зал суда приглашаются, помимо полиграфолога, проводившего тестирование, дополнительные эксперты, выступающие с позиций «за» и «против» использования полиграфа в качестве экспертной процедуры.

Организационные проблемы
Преодолению трудностей при разработке эффективной нормативно-правовой базы применения полиграфа в значительной степени должно способствовать правильное решение организационных вопросов его использования. Что это означает? Речь, прежде всего, идет о том, как оптимально позиционировать мероприятие с использованием полиграфа с учетом свойственных ему ограничений и недостатков, таких как, например, ограниченность сферы применения или недостаточная точность, в ряду других методов изучения интересующих лиц, оценки и проверки достоверности сообщаемой ими информации. С помощью полиграфа осуществляется оценка достоверности сообщаемой человеком информации, а затем обязательно должны использоваться и другие доступные методы, способные обеспечить уже не только оценку, но и прямую проверку достоверности интересующей информации. Весь этот комплекс должен работать как единое целое. При этом первым этапом такой системы, по крайней мере, всегда должна быть обязательная перепроверка результатов тестирования на полиграфе и сделанных выводов вторым независимым экспертом.
Особое значение решению организационных вопросов (проблем) совместного использования полиграфа и других специальных методов должно придаваться при проведении различных кадровых скринингов, и, прежде всего, в интересах обеспечения безопасности организации. На сегодняшний день "лучшей практикой" указанного комплексного подхода при проведении кадровых скринингов с использованием полиграфа следует считать систему, созданную в Министерстве энергетики США. Главная ее особенность заключается в том, что тестирование на полиграфе не рассматривается как самостоятельное, независимое и завершенное мероприятие, а представляет собой первый, исключительно важный, но всего лишь этап в едином комплексе мероприятий, направленных на обеспечение кадровой безопасности организации. По негативным результатам скринингового тестирования на полиграфе (выявлены "значимые" реакции на проверочные вопросы) никогда немедленно не принимаются никакие административно-кадровые решения, а лишь запускается специальный процесс в рамках указанной системы, целью которого является выяснение причин появления у испытуемого "значимых" реакций на проверочные вопросы. Такой подход позволяет сводить к минимуму возможные отрицательные последствия неизбежных ошибок, которые всегда имеют место в ходе применения прикладных психофизиологических методов при решении кадровых задач, и значительно повышает эффективность всей системы кадровой безопасности в целом. Другого способа преодоления недостатков, имманентно присущих технологии кадрового скрининга с использованием полиграфа, не существует.