(продолжение)
Раздел 4. Проведение ПФИ при регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений Проведение ПФИ при регулировании трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений осуществляется на основании положений Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
Согласно ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией «установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничений прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом».
Так как проведение ПФИ осуществляется исключительно при наличии добровольного согласия обследуемого лица, применение полиграфа в кадровой работе регламентируется главой 14 ТК РФ, определяющей понятие и порядок получения персональных данных работника как информации, касающейся конкретного лица, необходимой работодателю в связи с трудовыми отношениями.
Согласно ст. 8 ТК РФ, работодатель имеет право «принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции», не противоречащие Трудовому кодексу Российской Федерации. По заключению Министерства юстиции Российской Федерации подобные нормативные акты, регулирующие использование полиграфа в конкретной организации, государственной регистрации не подлежат.
В целях реализации положений ТК РФ при необходимости использования полиграфа в кадровой работе заинтересованным государственным органам, государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям следует разрабатывать и утверждать локальные нормативные акты, определяющие порядок проведения ПФИ, с которыми работник должен быть ознакомлен при трудоустройстве.
Результаты ПФИ не могут служить причиной применения в отношении работника каких-либо санкций, кроме случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
Раздел 5. Иные случаи проведения ПФИ
Правовой основой проведения ПФИ в гражданском, арбитражном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях и пр. являются положения соответствующих нормативных актов, определяющие порядок использования специальных знаний в рамках того или иного процесса, а также нормы Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и положения ведомственных нормативных актов, определяющие порядок проведения экспертиз.
Использование полиграфа при проведении частных (служебных) расследований регламентируется Федеральным законом от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в соответствии со ст. 5 которого допускается «в ходе частной сыскной деятельности проводить устный опрос граждан с их согласия и использовать технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан».
В частной детективной деятельности полиграф может применяться при предоставлении следующих видов услуг: при проверке сведений по гражданским делам; при выявлении некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; при установлении обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; при проверке биографических и выявлении иных, характеризующих личность, данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия); при поиске без вести пропавших граждан; при поиске утраченного гражданами или организациями имущества; при сборе сведений по уголовным делам. Наиболее существенной проблемой при этом является не применение полиграфных устройств, а использование полученных таким образом результатов.
Заключительные положения
Целью реализации Концепции является формирование локальных нормативных актов, на базе действующего законодательства единообразно регулирующих использование полиграфных устройств, обеспечивающих укрепление законности, правопорядка, охрану интересов общества, государства, граждан и их объединений, защиту прав и свобод человека в Российской Федерации.