Иванов Р.С. Значимость стимула в ситуации психофизиологического исследования с применением полиграфа. Международный научный журнал «Вестник психофизиологии». № 2. 2019. С. 19 - 30.
Введение
01 марта 1993 года психофизиологические исследования с применением полиграфа (далее – ПФИ) были разрешены Минюстом России к внедрению в общественную практику. Таким образом, Российское государство за всю историю своего существования, впервые признало, что на его территории на законных основаниях может применяться метод выявления скрываемой информации с помощью полиграфа. С тех пор этот метод получил широкое распространение во всех значимых сферах жизни общества нашей страны. Вместе с тем высокая востребованность ПФИ, как практического приложения психологических знаний, сочетается с не меньшей востребованностью его всестороннего научного обоснования.
Одним из таких аспектов, требующих ясного понимания его функционирования, является феномен возникновения значимости стимула, наблюдаемый в ситуации психофизиологического исследования с применением полиграфа. По единодушному мнению специалистов-полиграфологов, это явление занимает центральное место в ПФИ. В научной литературе, посвященной применению полиграфа, понятие «значимость» используется очень широко, при этом сущность этого феномена и механизмы его образования описаны достаточно туманно и неопределённо, зачастую в крайне абстрактных терминах, что скорее затрудняет, чем способствует пониманию содержания этого понятия. В основном же специалисты уклоняются от определения значимости и описания необходимых и достаточных условий её появления.
Мы полагаем, что вскрытие причин возникновения значимости, описание механизмов означивания стимулов повысит доверие к методу ПФИ со стороны научного сообщества; определит корректность методических приёмов, используемых специалистами в процессе психофизиологического исследования; позволит установить границы его применения в практике; укажет исследователям направления его дальнейшего совершенствования и развития.
Значимость стимула и вегетативные реакции
Технология производства ПФИ предполагает предъявление исследуемому на полиграфе лицу стимулов (вопросов или предметов) и одновременную регистрацию динамики его некоторых вегетативных реакций, возникающих в ответ на эти стимулы.
Вегетативные реакции не могут быть использованы в качестве прямого метода изучения психических процессов, поскольку они: слишком медленны и протекают с задержкой; тесно связаны с изменением функционального состояния и эмоциями; неспецифичны в отношении стимулов и задач. Однако несомненным достоинством вегетативных реакций является то, что они обладают высокой чувствительностью [6, с. 16]. С нашей точки зрения, причиной неспецифичности вегетативных реакций, является единство морфофункциональных систем, участвующих в организации психических процессов, которые возникают в ответ на стимул и приводят к появлению вегетативных реакций [10, с. 39-47].
Как известно, при предъявлении исследуемому лицу стимулов с различным смысловым содержанием, динамика вегетативных реакций проявляется дифференцированно: одни стимулы вызывают более сильные реакции, другие вызывают менее сильные реакции. Такая динамика вегетативных реакций связана с адаптацией к меняющимся условиям внешней среды и подчиняется закону силы: чем сильнее стимул, тем более сильную реакцию он вызывает и наоборот – слабый стимул вызывает слабую реакцию.
Мы считаем, что в условиях применения полиграфа силу стимулу придаёт такая его характеристика как значимость, которая определяет более или менее сильный ответ организма на предъявляемые стимулы. Это позволило дать определение закона силы в ситуации ПФИ: чем более значим для исследуемого лица стимул, тем более сильные (выраженные и устойчивые) вегетативные реакции он вызывает. Из этого следует, что чем сильнее субъект реагирует на стимул, тем более значимым для него является стимул и наоборот, чем слабее исследуемое лицо реагирует на стимул, тем он является менее значимым для него [8, с. 15]. Таким образом, возникновение сильной неспецифичной вегетативной реакции на стимул свидетельствует только о значимости этого стимула для исследуемого на полиграфе лица.
Значимость стимула и потребность
В науках, изучающих физиологические основы психической деятельности человека, значимость стимула – это психологическая характеристика, которая определяется отношением содержащейся в стимуле информации к смыслу решаемой субъектом задачи [2; 3; 11; 16, с. 21-23; 25, с. 80; и др.].
Значимость стимулов, поступающих из внешней среды, зависит от их отношения к потребностям, имеющимся у организма [22, с. 105]. Поэтому смыслом решаемой субъектом задачи в ситуации реального (не лабораторного) применения полиграфа является удовлетворение доминирующей потребности в самосохранении (в безопасности) независимо от того скрывает ли человек информацию о событии прошлого, послужившего причиной применения полиграфа, или не скрывает. Другими словами, смысл решаемой задачи – благополучное для исследуемого лица завершение ПФИ.
При этом возникает важный для понимания механизма возникновения значимости вопрос, каким образом субъект узнаёт о том, что информация в стимуле имеет отношение к смыслу решаемой им задачи по удовлетворению потребности в самосохранении? Ведь именно это требуется, чтобы стимул стал значимым. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к формальной логике.
Значимость стимула и формальная логика
Все предметы, явления в мире связаны между собой, зависят друг от друга, обусловливают друг друга. Эта всеобщая взаимосвязь предметов, явлений выражается в многообразных формах. Одну из таких форм всеобщей связи представляет причинная связь. Причиной называется явление, которое необходимо вызывает другое явление, а это другое явление, вызванное причиной, называется следствием [4, с. 130]. В науке, в политической и общественной жизни всегда бывает важно найти причину интересующего нас явления. Найти причину – это значит подчинить себе явление, получить возможность управлять им. Например, техник, обнаружив причину остановки машины, устраняет эту причину, и машина снова начинает работать [4, с. 132].
В ситуации ПФИ мы наблюдаем следствие – одни стимулы являются для исследуемого значимыми и вызывают сильные реакции, а другие не являются значимыми и не вызывают сильные реакции. Теперь необходимо найти причину такого дифференцированного присвоения стимулам значимости. Чтобы установить причину, по которой происходит различное присвоение стимулам значимости и, как следствие, ведёт к появлению различных по силе реакций, можно использовать один из методов исследования причинной связи явлений, так называемый «метод различия».
Формулировка метода различия следующая: если случай, в котором явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, разнятся только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство и есть причина явления. Например, в саду растут кусты малины. Часть кустов – на солнечной стороне, а часть – в тени. Все другие условия их роста и развития (почва, влага, удобрение и проч.) одинаковы. Сорт их тоже одинаков. На кустах под солнцем – ягоды сладкие, на кустах в тени – ягоды безвкусные, несладкие. Отсюда делается такой вывод: причина сладости этих ягод – действие солнечных лучей [4, с. 134].